Дистанционное обучение: идеальная LMS (Learning System Management): какая она?

10сен 2013
Дистанционное обучение: идеальная LMS (Learning System Management): какая она?
Понятно, что идеал недостижим, но к нему можно стремиться. А для того, чтобы стремиться - неплохо бы знать его параметры.

Понятно, что идеал недостижим, но к нему можно стремиться. А для того, чтобы стремиться - неплохо бы знать его параметры. Если описать идеальную программную платформу для электронного обучения, то в ее  структуру должны входить следующие функциональные подсистемы.

§     Подсистема поддержки коллективной работы и информационного взаимодействия.

Назначение: обеспечение консультационной поддержки обучаемых и взаимодействия участников процесса обучения, а также синхронного взаимодействия в форме вебинаров с одновременным участием нескольких ведущих и асинхронного взаимодействия: форумы, wiki, блоги (технология взаимодействия пользователя с веб-сайтом), интеграция с сервисами Facebook, «ВКонтакте», YouTube, SlideShare, Twitter, RSS и другими.

§     Подсистема подготовки.

Назначение: планирование, организация, контроль набора групп, анализ результатов подготовки, настройка и распределение ролей, формирование программ подготовки и образования, учебных планов и индивидуальных образовательных траекторий, обучение в синхронном и асинхронном режимах, сопровождение договорной работы, подготовка отчетов.

§     Подсистема управления качеством.

Назначение: автоматизация выработки решений и корректирующих воздействий (подразделения, сотрудники), включая записи СМК, направленных на улучшение показателей качества обучения, с использованием механизмов опросов и тестирования.

§     Учебный портал.

Назначение: единая точка входа в СДО, прохождение обучения, тестирования, решение задачи информирования и коммуникаций между сотрудниками, создание личных кабинетов

§     Подсистема тестирования и контроля знаний.

Назначение: контроль знаний, умений и навыков обучаемых.

В свою очередь, каждая подсистема состоит из модулей и выполняет определенные функции.

Подсистема организации обучения состоит из следующих модулей:

§     модуль администрирования;

§     модуль планирования обучения;

§     модуль управления учебным процессом;

§     модуль обучения;

§     модуль контроля учебного процесса.

Модуль администрирования должен:

§     использовать ролевой принцип доступа к функциям, сохранение персональных данных пользователей;

§     обеспечивать возможность создания пользовательских ролей с произвольным набором функций;

§     отвечать за хранение данных зарегистрированного пользователя СДО во время обучения и по его окончании;

§     предоставлять возможность управления учетными записями пользователей: создание новых учетных записей, блокировка/разблокировка, редактирование учетной записи;

§     обеспечивать возможность определения прав доступа пользователей (назначения роли).

Помимо этого, модуль администрирования должен предоставлять администратору системы доступ к различным настройкам, таким как:

§     параметры формы регистрации пользователей: для разных категорий пользователей настраивается произвольный набор полей в форме регистрации – посредством выбора необходимых элементов из базового набора информационных блоков, установленного в системе по умолчанию (например, «паспортные данные»), а также создания и включения в форму произвольных текстовых полей (должны настраиваться в конфигурационном файле);

§     параметры email-рассылок (адреса, шаблоны писем);

§     если система интегрирована с внешними информационными системами – параметры интеграции.

Модуль администрирования должен иметь встроенные средства для диагностики технических компонентов системы, таких как база данных и файловые ресурсы общего доступа.

Модуль планирования обучения должен:

§     позволять создавать, редактировать и загружать в систему (из файлов в формате csv и xls) учебные планы;

§     предоставлять возможность формировать учебные планы для групп слушателей;

§     позволять создавать индивидуальные учебные планы для отдельных слушателей;

§     использовать адаптивные методики обучения для разработки индивидуальных программ обучения;

§     предоставлять возможность формирования ожидаемого контингента на будущий период с учетом ротации кадров – по данным анализа уже обученных слушателей, с учетом периодичности обучения с произвольным циклом (1 год – 2 года – 3 года – 4 года – 5 лет).

Модуль управления учебным процессом предназначен для решения задач документального обеспечения учебного процесса. Это:

§     учебный документооборот;

§     управление индивидуальными учебными планами;

§     контроль академических задолженностей;

§     сетка занятий (регламент обучения).

А если еще более конкретно, то с его помощью можно решать следующие задачи:

§     ведение списков специальностей, дисциплин, ввод данных о базовом учебном плане;

§     ввод перечня занятий по каждой дисциплине из базового учебного плана;

§     регистрация заявлений студента и ввод данных в его личную карточку;

§     составление индивидуального учебного плана с перезачетом дисциплин;

§     формирование договора на выполнение преподавательской работы с почасовой оплатой;

§     учет результатов проведения занятий с формированием экзаменационных листов;

§     создание ведомости нагрузки профессорско-преподавательского состава  и сводной ведомости нагрузки ППС для бухгалтерии;

§     формирование приказов (распоряжений) о переводе на следующий курс, отчислении, предоставлении академического отпуска, допуске к занятиям, переводе студента;

§     подготовка протокола защиты диплома и учет результатов защиты;

§     формирование протокола итогового (междисциплинарного) экзамена и учет его результатов;

§     создание протокола о присвоении квалификации и учет решения ГАК;

§     учет выданных документов об окончании обучения;

§     печать дипломов и приложений к ним.

Модуль обучения должен:

§     предоставлять возможности обучения и передачи знаний в асинхронном режиме (обращаясь к материалам курсов в удобное время) и участия в online-занятиях в режиме реального времени;

§     поддерживать различные режимы прохождения курса слушателем: произвольный, последовательный, с привязкой к определенным датам;

§     обеспечивать сбор и хранение статистической информации о работе пользователей с материалами курсов, а именно: время начала сессии, ее окончания, статус завершения (закончено, не закончено и т. д.);

§     предоставлять возможность подключения внешних по отношению к системе обучения программ (например, тренажеров) и использования их в учебном процессе;

§     отвечать за создание дискуссионных площадок, где пользователи могут размещать комментарии, связанные с определенным курсом. Необходимо, чтобы все записи, оставленные в дискуссии курса, были доступны в течение всего времени его изучения, а пользователи должны иметь возможность отвечать на сообщения;

§     позволять просматривать список пользователей, работающих в данный момент в СДО, и общаться с ними online;

§     предоставлять возможность обмена электронными почтовыми сообщениями;

§     обеспечивать обучающимся просмотр назначенных и пройденных курсов, сообщений от преподавателя и куратора обучения.

Модуль контроля учебного процесса должен позволять осуществлять следующие функции:

§     автоматизированный сбор, хранение информации о посещении занятий, об изучении материала и успеваемости слушателей;

§     автоматическое накопление результатов контроля качества обучения;

§     автоматический расчет статистических данных по посещаемости (обращению к учебным материалам) и успеваемости;

§     анализ хода учебного процесса на основе текущих и статистических данных о посещаемости и успеваемости, а также результатов контроля качества обучения;

§     автоматизированное наблюдение за обучаемыми при тестировании и управление их деятельностью на самостоятельных занятиях, проводимых в очной форме;

§     автоматическое накопление сведений о работниках, прошедших обучение или повышение квалификации;

§     автоматизированное формирование отчетной документации по учебному процессу, контенту и слушателям.

Модуль контроля учебного процесса должен позволять пользователям формировать отчеты по всем вышеперечисленным пунктам. Важно, чтобы механизм построения отчетов обладал следующими возможностями:

§     указание произвольных диапазонов входных данных;

§     предварительный просмотр массива данных и дополнительная его настройка; фильтрация и сортировка по любому полю;

§     возможность вычисления агрегатных функций по любому числовому полю и включения их в отчет;

§     вывод массива данных на печать;

§     экспорт данных в Microsoft Excel.

Система должна позволять пользователю формировать отчет на базе уже существующих (преднастроенных) видов отчетов, а также создавать собственные шаблоны отчетов непосредственно через веб-интерфейс на основании имеющихся источников данных. Готовые шаблоны могут сохраняться в системе и использоваться наряду с видами отчетов, установленными по умолчанию.

Кроме того, система должна обеспечивать создание необходимой сопроводительной документации учебного процесса (учебные планы, приказы на открытие группы, формирование аттестационной комиссии; журналы проведения теоретических и практических занятий, журнал первичных и вводных инструктажей; формирование документации на закрытие группы и выходных документов – протоколов, актов, приказов, удостоверений, матриц успеваемости, аналитических отчетов).

Система должна поддерживать «банк отчетов»– специальное хранилище ранее подготовленных отчетов. Если у СДО есть функция персонализации интерфейса, это дает дополнительное удобство, так как она обеспечивает настройки представления  в соответствии с индивидуальными предпочтениями пользователя, а также хранение и модификацию этих настроек. Пользователь системы должен иметь возможность выбирать необходимый набор блоков для отображения их на главной странице, а также менять их компоновку, размеры и взаимное расположение.

По умолчанию главная страница портала содержит начальный набор блоков, определенный для данной роли (например, новости, расписание занятий, форум  и др.). Администратор системы должен иметь возможность определять конфигурацию для каждой категории пользователей.

Естественно, совершенству нет предела, но оно для того и существует, чтобы к нему стремиться. Как минимум, нужно понять, что является совершенством в сфере дистанционного обучения, и осознанно выбирать нужные опции, отказываясь от излишних. Тогда дистанционное обучение уже не будет казаться чем-то очень сложным и далеким. 

Смотрите также:

Организация системы дистанционного обучения в Компании. Часть первая. 20.09.2013 Организация системы дистанционного обучения в Компании. Часть первая.
Начали задумываться об организации дистанционного обучения, но пока не знаете, с чего начать, и боитесь упустить существенные детали?
Система дистанционного обучения в реальном секторе 28.10.2014 Система дистанционного обучения в реальном секторе
Компания «Увелка» выстраивает корпоративную систему дистанционного обучения для повышения эффективности подготовки персонала за счет организации современной учебной среды
Дистанционное обучение: возможности и ограничения. Часть первая 31.07.2013 Дистанционное обучение: возможности и ограничения. Часть первая
В каких компаниях технологии дистанционного обучения окажутся наиболее эффективными? Какие выгоды получает компания при внедрении дистанционного обучении? Какая из приведенных историй похожа на Вашу?
Дистанционное обучение: возможности и ограничения. Часть вторая. 06.08.2013 Дистанционное обучение: возможности и ограничения. Часть вторая.
Решение о внедрении системы дистанционного обучения принято. На что теперь обратить внимание? С чего начать? Какие возможности существуют у платформ дистанционного обучения?
Онлайн-курс «Создание корпоративной системы дистанционного обучения» 20.10.2014 Онлайн-курс «Создание корпоративной системы дистанционного обучения»
Вы планируете создать систему электронного обучения, но не очень понятно с чего начинать? Курс предназначен для тех, кто хочет научиться профессионально создавать систему дистанционного обучения.
×
Ракурс