Дистанционное обучение: возможности и ограничения. Часть вторая.

6авг 2013
Дистанционное обучение: возможности и ограничения. Часть вторая.
Решение о внедрении системы дистанционного обучения принято. На что теперь обратить внимание? С чего начать? Какие возможности существуют у платформ дистанционного обучения?

Итак, допустим, сделано технико-экономическое обоснование, и решение о внедрении принято. На что теперь обратить внимание? С чего начать?

Ответ будет совершенно неоригинальным: с цели. До того как что-то приобретать и устанавливать, необходимо ответить на следующие вопросы.

Кого вы будете учить?

Чему?

Как часто?

Какие результаты вы хотите получить в результате обучения?

Как вы определите, что достигли этих результатов?

И только если вы ответили на эти вопросы, можно переходить к изучению рынка, поиску и анализу существующих систем организации дистанционного обучения для последующего выбора платформы ДО и принятия решения о ее внедрении.

Для того чтобы выбор был максимально осознанным и затраты окупились быстрее, необходимо решить, какие функции вам нужны. Иначе говоря, человек, принимающий решение, должен сначала определиться, что предполагается:

разрабатывать контент;

доставлять (транспортировать) контент;

доставлять контент и обучать;

доставлять контент, обучать, сертифицировать и выдавать диплом, то есть давать образование.

Здесь тоже появляются свои истории. Основная и типичная ошибка: фокусирование непосредственно на информационных технологиях в ущерб содержанию. Часто руководители считают, что главное − установить систему, а дальше «все будет идти само, автоматически». Частично они правы, хорошая платформа много умеет и сильно облегчает жизнь, но, как любая техника, она требует водителя. Если системой никто не управляет, то она, как и автомобиль, будет стоять у стенки и ржаветь.

История четвертая. Не все так страшно. Система дистанционного обучения может приносить очень даже неплохую прибыль, если подойти к делу по-хозяйски. Один образовательный центр, специализирующийся на подготовке к ЕГЭ, дистанционно обучает школьников. Администрация разработала для слушателей несколько тарифов (на участие в вебинарах, участие + разбор домашних заданий, просмотр вебинаров в записи и др.). Особенно интересен формат вебинаров с возможностью записи для «возрастных» преподавателей, которые уже далеко не так охотно выезжают в командировки. Педагогу достаточно прочитать лекцию один раз, после чего он получает с каждого ученика, прослушавшего ее, роялти, пусть и небольшую (по аналогии с книгоиздательским бизнесом). 

 Опыт: однако бывают ситуации, когда администрация решает экономить на выплатах авторам курсов и преподавателям. В этом случае у них резко падает мотивация к переносу своих знаний на отторгаемые носители.

Если вернуться от частного к общему, то системы дистанционного обучения предоставляют следующие возможности.

Создание единого центра подготовки персонала для подразделений и филиалов (это особенно актуально для крупных корпораций).

Внедрение систем управления знаниями внутри компании.

Обеспечение постоянного/непрерывного обучения.

Унификацию системы обучения, аттестации и сертификации.

Снижение временных и финансовых затрат на повышение квалификации.

Непрерывный контроль уровня знаний.

Интеграцию системы ДО в корпоративную систему управления персоналом.

Основные сервисы подобных систем ДО включают в себя такие опции, как 

ведение групп;

тестирование;

аналитическая система;

статистика;

средства общения;

единая база данных;

архив данных;

стандарты.

Современные платформы дистанционного обучения иногда называются системами управления обучением (LMS), иногда (чаще в корпоративном секторе) – системами управления знаниями (KMS). Функционально полная платформа ДО включает в себя:

средства создания контента, понимаемые как программные инструменты автора, дизайнера учебного контента, в том числе текстовый, графический, мультимедийный дизайн и средства импортирования контента в обучающую среду;

средства управления контентом, отвечающие за наполнение, актуализацию, изменение, дополнение, авторизацию контента администратором курса и доставку контента потребителю, студенту по его запросу и/или событийному календарю курса обучения;

средства управления и поддержки процесса обучения, играющие роль деканата, учебного отдела со всеми известными классическими функциями зачисления, исключения студента, приостановки обучения, ведения отчетности и переписки, контроля и накопления статистики успеваемости, разнообразной статистики событий и процессов на платформе, а также приема экзаменов или проведения тестов, организации коммуникаций «учитель – студент», «студент – студент» (почта, форум, он- и оффлайн мероприятия, зачеты, семинары).

Смотрите также:

Дистанционное обучение: возможности и ограничения. Часть первая 31.07.2013 Дистанционное обучение: возможности и ограничения. Часть первая
В каких компаниях технологии дистанционного обучения окажутся наиболее эффективными? Какие выгоды получает компания при внедрении дистанционного обучении? Какая из приведенных историй похожа на Вашу?
Организация системы дистанционного обучения в Компании. Часть первая. 20.09.2013 Организация системы дистанционного обучения в Компании. Часть первая.
Начали задумываться об организации дистанционного обучения, но пока не знаете, с чего начать, и боитесь упустить существенные детали?
Онлайн-курс «Создание корпоративной системы дистанционного обучения» 20.10.2014 Онлайн-курс «Создание корпоративной системы дистанционного обучения»
Вы планируете создать систему электронного обучения, но не очень понятно с чего начинать? Курс предназначен для тех, кто хочет научиться профессионально создавать систему дистанционного обучения.
Система дистанционного обучения в реальном секторе 28.10.2014 Система дистанционного обучения в реальном секторе
Компания «Увелка» выстраивает корпоративную систему дистанционного обучения для повышения эффективности подготовки персонала за счет организации современной учебной среды
Организация системы дистанционного обучения в Компании. Часть вторая 31.10.2013 Организация системы дистанционного обучения в Компании. Часть вторая
Первые три этапа организации Системы дистанционного обучения в компании успешно пройдены. Чтобы внедрение прошло успешно, необходимо выполнить ряд работ на этапе подготовки к внедрению.
×
Ракурс